О сайте      Карта      Музеи      Авторы      Контакты      На главную

 

Большая Морская улица, 38

 

    Здесь с 1896 по 1920 год находилось издательство Общины Святой Евгении (впоследствии Комитет популяризации художественных изданий).

Исторический адрес: Большая Морская улица, 38 (здание сохранилось)

 

Издательство Общины Святой Евгении

(впоследствии Комитет популяризации художественных изданий)

 

    В 1896 году в Петербурге начало свою деятельность издательство Общины Св. Евгении, образованной при Попечительном комитете о сестрах Красного Креста. Его организатором и бессменным руководителем, вплоть до ликвидации издательства в 1920 году, был Иван Михайлович Степанов (1857-1941), чиновник канцелярии Римско-католической духовной коллегии, на безвозмездной основе сотрудничавший с российским Обществом Красного Креста. Учрежденное с благотворительными целями, издательство преследовало две задачи: дать средства на содержание больничных учреждений Общины, курсов сестер милосердия и убежища для престарелых сестер и «сделать достоянием всех интересующихся искусством и историей материальной культуры предметы исключительной редкости - На первых порах оно ограничивалось выпуском художественных открыток. Покровительница Общины Святой Евгении принцесса Е. М. Ольденбургская, являвшаяся также почетным председателем Императоре кого общества поощрения художеств, обратилась к ряду известных художников с просьбой предоставить свои работы для воспроизведения на конвертах и открытых письмах (так тогда назывались открытки) с тем, чтобы издать их в пользу Общины. Откликнулись многие художники - Е. М. Бем, Е. П. Самокиш-Судковская, Н. Н. Каразин, К. Е. Маковский, И. Е. Репин. Первые четыре открытки, воспроизводившие акварели Н. Н. Каразина, вышли в 1898 году. Опыт оказался удачным открытки дали прибыль. Именно выпуск открыток принес издательству не только всероссийскую, но и европейскую известность. Тематика открыток, выходивших в виде серий, была чрезвычайно широкой. На них воспроизводились шедевры мирового и отечественного искусства, исторические портреты, знаменитые архитектурные памятники. На открытках, выпущенных с маркой Общины Святой Евгении, запечатлены 3000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Издательство сотрудничало с художниками разных направлений, преимущественно с мастерами «Мира искусства». Их творческий  союз организационно оформился в начале 1903 года созданием Комитета художественных изданий, в которую входило десять членов, в том числе И. М. Степанов от Общины и А.Н. Бенуа от «Мира искусства». Оригинальные рисунки для открыток делали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, В. Д. Замирайло, Г. И. Нарбут, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева и другие. Некоторые художники уступали издательству право на воспроизведение лучших своих станковых произведений - живописных и графических - или иллюстраций к литературным произведениям. Так была издана серия открыток «Лермонтов в иллюстрациях русских художников» и ряд других. Финансовые условия определяли сами художники: чаще всего они предоставляли свои работы безвозмездно, иногда за символическое вознаграждение. В дальнейшем сложилась практика, когда после выпуска открыток авторские оригиналы продавались с аукционов в пользу Общины Святой Евгении. Издательство откликалось своей продукцией на важные для страны события. В преддверии празднования 100-летнего юбилея А. С. Пушкина оно провело конкурс на рисунки для открытых писем, а для отображения в документальных фотографиях событий русско-японской войны в 1904 году Община командировала на театр военных действий «корреспондента-фотографа» В. К. Буллу. Обширная программа по выпуску видовых и рисованных открытых писем, выполненных ведущими мастерами «Мира искусства», была осуществлена издательством к 200-летию Санкт-Петербурга в 1902-1904 годах. Открытки, печатавшиеся за границей (в Мюнхене, Париже, Праге) и в лучших столичных полиграфических предприятиях - Р. Голике и А. Вильборга, Г. Н. Скамони, в Картографическом заведении А. А. Ильина и других, отличались высочайшим качеством полиграфии. Как вспоминал позднее сам И. М. Степанов, «рисунки на открытых письмах воспроизводились самыми разными способами: хромолитографией, фототипией, трехцветными клише, фототипией, трёхцветными клише, гелиогравюрой, меццо-тинто, тифдруком, фотографией, гравюрой на дереве, автолитографией и офортом». Наиболее популярные открытки выдерживали по 5-6 переизданий. Их тираж достигал 10 тысяч экземпляров. Общее количество выпущенных за время существования издательства открыток превысило 30 миллионов экземпляров (6410 сюжетов). Доступная по (5-10 копеек) и самая демократичная из художественных изданий, открытка очень быстро стала предметом коллекционирования. Она открывала широчайшие возможности для просвещения народов огромной Империи. С октября 1904 по июнь 1906 года под эгидой Общины выходил ежемесячный журнал «Открытое письмо», информировавший о готовящихся новинках, учивший правилам коллекционирования и популяризировавший этот вид изданий в качестве учебных пособий. Продолжением просветительской миссии издательства Общины Св. Евгении стал выпуск книг, и прежде всего - путеводителей. В 190З-1918 годах им были изданы путеводители по Павловску В. Я. Курбатова с гравюрами А. П. Остроумовой-Лебедевой, по картинной галерее Эрмитажа А. Н. Бенуа в оформлении С. П, Яремича, по Петербургу В. Я. Курбатова с гравюрами А. П. Остроумовой-Лебедевой, по Костроме В. К. и Г. К. Лукомских (переплет и титульный лист И. Я. Билибина), а также ряд иллюстрированных изданий - «1812 год в баснях И.А. Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина с рисунками М. А. Врубеля, монографии о Н. К. Рерихе и К. А. Сомове в серии «Русские художники» (обложки к обеим выполнил С. В. Чехонин), ряд публикаций, посвященных достопримечательностям Петергофа, художественным сокровищам Эрмитажа и Русского музея. Не все выпущенные издательством книги получали доброжелательные отзывы критики. Если В. В. Розанов, рецензировавший книгу басен Крылова, пожелал, «чтобы наши классики издавались вот с таким же великолепием всех подробностей, живописи, бумаги, формата, шрифта, как эти четыре басни», то П. Н. Столпянский в газете «Новое время» упрекнул изданный Общиной путеводитель по Петербургу Б. Я. Курбатова в ошибках и неточностях. В то же время «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» А. Н. Бенуа, несмотря на высокую цену, разошелся в течение нескольких месяцев. Издательство довольно долго не имело собственного помещения и располагалось в здании Общества поощрения художеств (Большая Морская ул., 38). Здесь же в 1904 году открылся магазин Общины Святой Евгении. Он был хорошо известен и среди петербургских, и среди приезжих знатоков искусства. В нем можно было приобрести не только открытки, но и подлинники, с которых они печатались. В 1903 году появились специальные киоски Общины Святой Евгении по продаже открыток на железнодорожных станциях по всей России. Это привело к обострению отношений с другими фирмами. "Контрагентство Суворина, имеющее обширную сеть газетных киосков, хотело видеть в нас конкурентов и приняло меры для устранения наших киосков. Оградило циркулярное распоряжение по казенным железным дорогам о том, что Красному Кресту дано преимущественное право, - вспоминал И.М. Степанов. Торговали открытками и вразнос, распространяли в чанных и столовых Комитета попечительства о народной трезвости. Издательская продукция Общины Святой Евгении была удостоена золотой медали на Всемирных выставках в Сент-Луисе и в Париже, высшей награды на Всероссийской кустарной выставке Общества со­действия русской промышленности и торговле (1907-1908) и медали на Международной строительно-художественной выставке. В 1920 году в связи с ликвидацией дел Российского общества Красного Креста и упразднением Общины Святой Евгении издательство перешло в ведение Российской Академии истории материальной культуры, получив наименование «Комитет популяризации художественных изданий». Размещалось оно по прежнему адресу, так же как и его магазин, который пополнил свой ассортимент антиквариатом - старинными увражами, комплектами русских и иностранных иллюстрированных журналов. На стенах висели остекленные или вставленные в рамки гравюры, литографии и рисунки. Магазин охотно посещали искусствоведы - В. К. Лукомский, А. А. Сидоров, П. Е. Корнилов, О. Э. Вольценбург, художники Н. Э. Грабарь, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Л. С. Хижинский, М. В. Добужинский, В. В. Лебедев и многие другие деятели литературы и искусства. Впрочем, несмотря на реорганизацию, политика и тематика издательства практически не изменились. Разве что открыток стало выпускаться меньше, да красный крест на издательской марке сменился Ростральной колонной. Комитет популяризации художественных изданий, так же как и издательство Общины Святой Евгении, имевший целью публикацию воспроизведений предметов искусства и выпуск литературы по вопросам истории материальной культуры и искусства, стал прямым продолжателем его традиций. Комитет состоял из художников и лиц, близко стоявших к художественно-издательскому делу. Председателем Комитета был избран основатель издательства Общины Святой Евгении, секретарь Общества поощрения художеств И. М. Степанов. Членами Комитета являлись художники А. Н. Бенуа, П. И. Нерадовский, искусствоведы, историки искусства - Ф. Ф. Нотгафт, М. А. Сергеев, С. Р. Эрнст, ученый секретарь Эрмитажа П. Д. Эттингер, хранитель нумизматического отдела Эрмитажа А. А. Ильин, ученый секретарь Академии истории материальной культуры Б. В. Фармаковский. Комитет популяризации художественных изданий продолжил выпуск путеводителей по городам России (по Новгороду и Пскову), продолжил издание серии «Русские художники» монографиями об А. Н. Бенуа (1921) и В.А. Серове (1921), напечатал несколько альбомов автолитографий - Б. М. Кустодиева (1921), Г. С. Верейского (1922), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1922), М. В. Добужинского (1923). Текст изданной Комитетом поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина с иллюстрациями А. Н. Бенуа (1923) на основании исследований литературоведа П. Е. Щеголева впервые был опубликован в первозданном виде, без цензурных искажений, а его же поэма "Цыган" (1924) содержала иллюстрации, выполненные при жизни поэта художником Ф. Л. фон Майделем. Печатал Комитет и детские книги - «Сказочки» с иллюстрациями Е. С. Кругликовой (1924) и «Ванька-пионер в Госцирке» с рисунками Д. Д. Бушена (1У25), но главную его тематическую линию составляли издания, посвященные коллекциям отечественных музеев - Эрмитажа, Юсуповской и Третьяковской галерей. На Международной выставке в Париже в 1925 году продукция Комитета популяризации художественных изданий, экспонировавшаяся в разделе нового советского искусства была удостоена серебряной медали. Комитет популяризации художественных изданий занимался издательской деятельностью в течение почти десяти лет и прекратил свое существование в 1929 году, одновременно с Обществом поощрения художеств, также находившимся в ведении Академии истории материальной культуры.

 

 

 

 

 

© 2006, А. Лопатин.

Хостинг от uCoz