О сайте      Карта      Музеи      Авторы      Контакты      На главную

 

Миллионная ул. 1

               

    Здесь с 1788 по 1792 год располагалась типография И.Г. Рахманинова.

    В 1792 здание было взято в аренду издательским предприятием "Крылов с товарищи", но в 1793 компания "Крылов с товарищи" распалась. Владельцем типографии стал В.А. Плавильщиков, который возобновил её работу:

- 1797-1804 под маркой типографии Санкт-Петербургского губернского правления;

- 1804-1807 - Театральная типография;

- с 1807 - типография В.А. Плавильщикова.

Исторический адрес: Миллионная ул. 1 дом И.И. Бецкого (здание сохранилось с изменениями)

 

Типография И. Г. Рахманинова

   

    В апреле 1797 года в селе Казинка Тамбовской губернии вспыхнул пожар. Горела усадьба помещика Рахманинова. Сгорели и устроенные здесь типография, и книжный склад. Поползли слухи, что поджёг сам хозяин усадьбы. Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807) с детства пристрастился к чтению, литературе, изучал языки, пробовал свои силы в переводах с французского языка. Затем была поездка в Западную Европу, для знакомства с сочинениями Вольтера, трудами энциклопедистов. По возвращении из заграничной поездки Рахманинов предался литературной деятельности, переводил французских авторов, печатался в журналах Новикова. Имя его спило известным в литературных и читательских кругах. В 1778 году Рахманинов поступил на действительную военную службу. Дослужился до офицерского чина. Но влекло его совсем другое. Он твердо решил «остающееся от должностей наших время с пользою употреблять н соразмерно силам своим служить, обществу», «моему отечеству трудами моими, по возможности, доставлять полезные кннги». Рахманинов завел полезные знакомства, установил связи - прежде всего, с Новиковым. Близок он был и к «Обществу друзей словесных наук», организованному литератором М. И. Антоновским. Хорошо знавший Рахманинова И.А. Крылов писал, что был он «угрюм, упрям и настойчив в своих мнениях». Но, несмотря на угрюмость, многие его любили и ценили. По словам Крылова, «Вольтер и современные ему философы были его божеством». «Большой вольтерьянец» - так прозвал Рахманинова поэт Державин. Вольтера издавали в России и до Рахманинова. Но именно он приучил читателей к вольтеровским сборникам. Он же первый издал собрание сочинений великого французского мыслителя. В 1784 году из типографии Ф.А. Галченкова в Санкт-Петербурге вышел первый составленный Рахманиновым сборник «Аллегорические, философские и критические сочинения г. Вольтера», содержавший статьи, бичующие церковь, суеверие, фанатизм. Сборник пришелся по вкусу читателям. По признанию самого Рахманинова, «благосклонное оных в свете принятие приохотило меня более тем заниматься». В 1785 году Рахманинов выпустил в своем переводе несколько книг, связанных с именем Вольтера. Это «Политическое завещание г. Вольтера и «Известие о болезни, о исповеди и о смерти г. Вольтера». Но главной целью Рахманинова было издание собрания сочинений любимого автора, первая часть (так именовались тома) которого вышла в 1785 году, вторая - в 1787-м, третья - в 1789-м. Первые две части печатались в типографии Е. К. Вильковского и Ф. А. Галченкова. Третья - уже в собственной типографии Рахманинова. В начале 1788 года Рахманинов купил у типографа Матвея Овчинникова печатный станок и шрифт и разместил у себя на квартире, на территории слободы Конного (впоследствии Конногвардейского) пол­ка в районе Смольного монастыря. Здесь и была напечатана третья часть «собраний сочинений г. Вольтера, служащая продолжением прежде изданного перевода» - так было указано на титуле (имелся ввиду сборник «Аллегорические, философские и критические сочинения г. Вольтера). На обороте титульного листа этого издания впервые появилась издательская марка Рахманинова - «И. Р.» В первой части «Собрания сочинений...» Вольтера было помешено объявление: «Вторая часть оных сочинений уже печатается, прочие же част непрерывно одна за другой следовать будут». Получилось, однако, не совсем так, как хотелось издателю. Первые две части появились в продаже лишь в 1788 году, спустя год после опубликования второй части. Объяснялось это «утеснительными мерами» со стороны цензуры. Исправления приходилось вносить в уже набранный текст. Всего в трех томах (частях) было опубликовано сорок одно произведение Вольтера. Параллельно выходили и отдельные издания - «Микромегас», «Философические речи о человеке», «Россиянин в Париже». В 1788-1789) годах издательская деятельность Рахманинова достигла своего апогея, а затем пошла на спад. В стране стала действовать строжайшая духовная цензура, введенная указом Екатерины II в 1787 году. Московский архиепископ Платон, ревизовавший книги в типографии в лавке Новикова, доносил Екатерине II, что книги эти «самые зловредные, развращающия добрые нравы и ухищряющия подкапывать твердыни святой нашей веры. Сии то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать, как пагубные плевелы, возрастающие между добрыми семенами». Среди прочих были указаны и сочинения Вольтера. Тем не менее в 1789 году в переводе самого Рахманинова вышел сборник «Сатирический дух г. Вольтера, или собрание некоторых любопытных сатирических его сочинений». Публикация этой анти­клерикальной книги возмутила ревнителей церкви. Вскоре на мно­гих издателей обрушились репрессии. В 1790 году расправе подвергся А. Н. Радищев за напечатание книга «Путешествие из Петербурга в Москву». В ходе следствия возникло подозрение о причастности к этому делу и Рахманинова. Над ним нависла угроза высылки из столицы. Рахманинов принял решение перебраться вместе с типографией в Старую Казинку под Тамбовом, где находилось его фамильное поместье. Петербургская типография Рахманинова, размещавшаяся в ломе Бецкого на Миллионной улице, 1, переехала лишь частично. По некоторым данным, в организации Казинской типографии Рахманинову помог Новиков. Вместе с Рахманиновым в Казинской типографии работали близкие ему люди - корректор Я.И. Благодарнов, прошедший выучку у Новикова, и смотритель типографии, однополчанин Рахманинова вахмистр Крыженевский. Здесь, в тамбовской глуши, Рахманинов лелеял мечту выпустить новое - полное - собрание сочинений Вольтера. Из двадцати задуманных томов удалось выпустить лишь три, четвертый был отпечатан, но света не увидел, набор пятого тома прекратился в январе 1794 года. Ознакомившись с казинским изданием, на титуле которого значилось: «Собрано и издано И. Р.», Екатерина II признала книги «вредными и развращением наполненными» и приказала выяснить имя издателя, скрывавшегося за инициалами. Одновременно из книжных магазинов изымались все экземпляры «Полного собрания...». В типографии Рахманинова учинили обыск. Конфисковали 5205 экземпляров различных изданий. «Крамольные» книги были изъяты также в книжных магазинах Тамбова. И всё ж часть книг Рахманинову удалось утаить. За владельцем типографии установили полицейский надзор. Дело о типографии Рахманинова затянулось на весь период последних лет царствования Екатерины II. Пожар 1797 года уничтожил часть книжного склада с конфискованными изданиями. После смерти Рахманинова в его имении были обнаружены замурованные подвалы с массой полуистлевших книг. С вступлением на русский престол Павла I цензурный гнет в стране усилился. Император приказал все частные типографии опечатать. Тамбовский губернатор представил Павлу по одному экземпляру книг, напечатанных в типографии отставного бригадира Рахманинова. В 1800 году император постановил на этом основании «все книги без изъятия сжечь, а губернатору, выславшему их, благоволение объявить». В 1802-1805 годах Рахманинов предпринял еще одну попытку издать Вольтера: в московской Сенатской типографии и в типографии Хр. Клаудия вышли пять частей «Собрания сочинений г. Вольтера», однако довести это издание до конца Рахманинову не удалось. В 1807 году «большой вольтерьянец» скончался.

 

Типография «Крылов с товарищи»

 

    В 1792 году, после того, как Рахманинов укрылся от преследований в своем имении, петербургскую часть его типографии взяло в аренду на паях издательское предприятие «Крылов с товарищи», основанное в конце 1791 года И. А. Крыловым совместно с литератором А.И. Клушиным, драматургом И. А. Дмитревским и актером П. А. Плавилыциковым. Крылова связывали с Рахманиновым дружба и общность интересов. В журнале «Утренние часы», который печатался в типографии Рахманинова, появилось несколько стихотворений Крылова и первые его басни. Арендованная «Крыловым с товарищи» типография Рахманинова осталась по прежнему адресу, в доме И. И. Бецкого. Это было не ком мерческос предприятие, а своеобразная трудовая артель, идейно-дружеское объединение, в духе тех, что организовывал Новиков. В пункте втором договора под названием «Законы, на которых основано за ведение типографии и книжной лавки» говорилось: «Два года в типографии членам не делать никакого раздела, а каждый должен стараться, по возможности, исполнять все то, что может относиться к должностям фактора (управляющего), корректора и тому подобных, и все таковые труды разделить между собою, и если бы случилось кому что сделать и за другого, в том никакого расчета не де­лать, ибо сие общество основывается на законах истинного дружества». В типографии «Крылов с товарищи» печатались театральные афиши, либретто опер, драматические произведения - всего с 1792 по 1796 год вышло около 20 книг. Характер продукции типографии «Крылов с товарищи» отражал тяготение пайщиков к театру и драматургии. Так, среди изданных ими драматургических произведений - комедии, которые десятки лет не сходили с русской сцены. «Дианино древо, или торжествующая любовь» и «Редкая вещь» Л. да Понте шли на петербургской сцене еще в пушкинские времена. Успехом у московского зрителя в начале XIX века пользовались пьесы П.А. Плавилыцикова «Бобыль» и «Мельник и сбитенщик - соперники». В типографии «Крылов с товарищи» была напечатана также мелодрама Ж. Ж. Руссо "Пигмалионе".

 

    "Зритель"

    Главным делом Крылова и его друзей стал журнал «Зритель». Он выходил в течение почти всего 1792 года. Крылову приходилось осторожничать, чаще прибегать к околичностям, иносказаниям, аллегориям. Но именно в «Зрителе» были помещены наиболее острые в публицистическом отношении его сатиры - «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его приятелей за чашею пунша» и «восточная повесть» «Каиб» - язвительный памфлет на самодержавно-крепостнический строй. Герой повести царь Каиб, начитавшийся всяких идиллий и эклог, уверовал в золотой век, царящий в деревне. «Если бы я не был калифом, то хотел бы быть пастушком», - размышляет он. В поле Каиб встречает настоящего пастуха. Увы! Тот голоден, а его пастушка с последней курицей уехала в город. «Кто охотник умирать с голоду и мерзнуть от стужи, тот может лопнуть от зависти, глядя на нас», - говорит пастух Каибу. Несмотря на «восточный» колорит, читатель прекрасно угадывал в этой повести реалии российского бытия. Недвусмысленны были и экзотические имена выведенных в ней придворных вельмож Дурсан, Ослагинд, Грабилей.

 

    "Санкт-Петербургский Меркурий"

    В мае 1792 года в типографии учинили обыск. Разыскивали сочинение Крылова «Мои горячки» и поэму Клушина «Горлицы», в которых якобы были высказаны неблагонамеренные мысли, Рукопись Крылова доставили императрице, за ним и за Клушиным установили полицейский надзор. Пришлось прекратить издание «Зрителя». В 1793 году друзья попытались продолжить журнальную деятельность, стали выпускать «Санкт-Петербургский Меркурий». Но сатиры в новом журнале почти не было. В нем печатались стихи Крылова, статьи о литературе, рецензии. Из соображений безопасности журнал печатался в типографии Академии наук. В стихотворении «К счастью», помещенном в журнале в одном из последних номеров, Крылов сетовал: Как хочешь, будь ты так исправен, Бесчисленны труды терпи. Работай, день и ночь не спи, Но если для тебя не нравен, Останешься последними равен; За правду знатью не любим, За истину от всех гоним, Улфешь и беден и бесславен". В 179З году компания распалась и единственным владельцем типографин стал Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823), брат П.А. Плавильщикова. Указ 1796 года, запретивший все «частными людьми заведенные типографии», прервал деятельность бывшей типографии «Крылов с товарищи».

 

Типография В.А. Плавильщикова

 

    В 179З году компания распалась и единственным владельцем типографин стал Василии Алексеевич Плавильщиков (1768-1823), брат П.А. Плавильщикова. Указ 1796 года, запретивший все «частными людьми заведенные типографии», прервал деятельность бывшей типографии «Крылов с товарищи». Однако уже с 1797 года она возобновила свою работу под маркой типографии Санкт-Петербургского губернского правления: в то неспокойное время многие типографы предпочитали работать под вывеской какого-либо казенного учреждения, оставаясь при этом управляющими своих предприятий. В 1804-1807 годах это полиграфическое заведение именовалось Театральной типографией, а затем - типографией В.А. Плавильщикова. Плавильщиков выпускал  художественную литературу, книги по искусству, учебники. В типографии Плавильщикова печатался ежемесячный иллюстрированный журнал, посвящённый обыденной жизни столицы, - "Волшебный фонарь, или Зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верной кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом соответственно каждому лицу и званию". Сорок офортов для журнала выполнил художник А.Г. Венецианов. Также Плавильщиков создал книжный магазин, располагавшийся сперва у Публичной бибилиотеки, а с 1815 на набережной реки Мойки у Синего моста (сейчас дом № 70). Тогда же Плавильщиков открыл при магазине одну из первых в Санкт-Петербурге частных библиотек. Книжная лавка и библиотека Плавилыцикова стали своего рода клубом, где собирались ученые и литераторы. В 1812 на службу к Плавильщикову поступил молодой А.Ф. Смирдин, который вскоре стал его главным приказчиком, а затем и управляющим. В 1823 году Плавильщиков тяжело и безнадежно заболел. Согласно его завещанию, магазин, библиотека для чтения и имевшиеся в наличии книги переходили в руки Смирдина.

 

 

 

 

 

© 2006, А. Лопатин.

Хостинг от uCoz